Юнит-экономика — это расчёт прибыльности базовой единицы (клиента или сделки) бизнеса.
В нашем случае - это расчет прибыльности каждой, в отдельности, услуги. Детально просчитав которые мы сможем запланировать все-все-все расходы, а главное - ДОХОДЫ
Для чего нужно это делать?
• чтобы правильно выставить прайс
• чтобы не уйти в минус и кассовый разрыв
• чтобы знать, сколько мы тратим и сколько зарабатываем с каждой услуги
• чтобы знать, какую скидку мы можем предложить клиентам, в случае необходимости или, вообще, вшить лояльности для постоянных
Что важно учесть в просчете каждой отдельной услуги?
1. Сумма постоянных расходов, деленная на кол-во клиентов в месяц.
Постоянные расходы - это фиксированные ежемесячные затраты и обязательства бизнеса
2. Сервисные расходы (голый вход клиента на любую из услуг) + 15-20% на брак расходников + % обращений по гарантийному ремонту (если такой предоставляете)
3. Затраты на амортизацию и обслуживание оборудования (сумма закупки + обслуживания, деленная на расчетное количество месяцев), эта сумма падает в сумму постоянных расходов/мес
4. Затраты на амортизацию (заточку) и ротацию (замену) инструментов. Каждый инструмент имеет стоимость (обслуживания или замены) и ресурс работы. Делим стоимость на ресурс. Так, получаем стоимость затрат на 1 клиента
5. Затраты на дезинфекцию, ПСО и стерилизацию 1 комплекта инструментов.
Это были общие данные для всех услуг. Затем, уже можем детально просчитать каждую услугу в отдельности, просто добавив материальные затраты (гели, топы, жидкости и пр) в отдельности.
6. Сумма всех ранее рассчитанных затрат + материалы на 1 услугу. Получаем голую себестоимость.
Затем, важно добавить еще 2 показателя:
+ ЗП специалиста (сколько мы хотим зарабатывать с этой услуги)
+ 20-30% на рентабельность (это те деньги, за счет которых можно делать скидки, привлекать новых клиентов, закупать рекламу или вкладывать в другие маркетинговые фишки, делать ребрендинг и тд. ЭТО неприкосновенные ДЕНЬГИ БИЗНЕСА.
*Если мастера в найме, тогда рентабельность делится на девиденды хозяина и деньги бизнеса
7. Затем уже в себестоимость можно включить налоги и % по эквайрингу:
• считаем сумму необходимых затрат в % (например, 4% - налог самозанятых + 3% - эквайринг = 7%)
• получается, что полученная сумма в п. 6 - это 93% от необходимой планируемой стоимости услуги (100% - 7% = 93%)
• соответственно, полученную сумму в п. 6 / на 0,93 = итоговый прайс (например, 2000/0,93 = 2150, где 150₽ - это те самые 7%, которые нужно отдать и они уже падают в переменные расходы следующего отчета)
На основании Юнит экономики мы уже можем оценить адекватность нашего прайса относительно затрат и более точно вычислить точку безубыточности, максимально возможную емкость бизнеса.
Как часто пересчитывается ЮНИТ экономика?
1. Один раз в полгода актуализировать данные
2. При резком изменении цен, курса, аренды и прочих показателях
3. В случае необходимости актуализации стратегии для внесения изменений в свой бизнесе